Пути Русского Богословия. Часть II   ::   Флоровский Прот. Георгий

Страница: 74 из 540

Авторитету Хомяков противопоставляет свободу , — и при том не как право, но как обязанность. Это значит: формальной принудительности внешнего доказательства он противополагает внутреннюю очевидность истины . Всего менее Хомяков допускает свободу личных или частных мнений . Он настаивает как раз на противоположном. Рациональную убедительность он потому и отстраняет, что рассуждает каждый за себя и от себя. Только вера не есть и не может быть «частным делом », — ибо вера есть приобщение ко Христу. Вера — от соединяющего и единого Духа, потому всегда есть нечто общее , — общее дело…

«Ты понимаешь писание, во сколько хранишь предание и во сколько творишь дела угодные мудрости в тебе живущей. Но мудрость, живущая в тебе, не есть тебе данная лично, но тебе, как члену Церкви , и дана тебе отчасти, не уничтожая совершенно твою личную ложь , — дана же Церкви в полноте, истины и без примеси лжи. Посему не суди Церкви, но повинуйся ей, чтобы не отнялась от тебя мудрость …»

Церковь в изображении Хомякова и есть, прежде всего, единство ,— «единство Божией благодати, живущей во множестве разумных творений, покоряющихся благодати». В этом определении соподчиняются два мотива: «единство» и «покорность» человека, — «дается же благодать и непокорным, не пользующимся ею (зарывающим талант), но они не в Церкви». Только в покорности, т. е. в свободном своем приобщении и в любви , может человек принадлежать и пребывать в Церкви. «Она принимает в свое лоно только свободных», замечает Самарин.

|< Пред. 72 73 74 75 76 След. >|

Java книги

Контакты: [email protected]