Страница:
40 из 149
В остальные же дни
праздника, если человек не хочет есть хлеб, он не обязан делать это только для
того, чтобы исполнить заповедь жить в сукке.
И ЕЩЕ СКАЗАЛ РАБИ ЭЛИЭЗЕР: КТО НЕ ЕЛ НОЧЬЮ ПЕРВОГО ДНЯ ПРАЗДНИКА Суккот, ПУСТЬ
это ВОСПОЛНИТ В НОЧЬ НА ПОСЛЕДНИЙ ДЕНЬ ПРАЗДНИКА - то есть в ночь праздника Шмини-Ацерет
пусть съест еще одну трапезу как компенсацию неосуществленной трапезы в
первую ночь Суккот (несмотря на то, что в Шмини-Ацерет уже едят не
в сукке, а в доме).
А МУДРЕЦЫ ГОВОРЯТ: НЕВОЗМОЖНО ЭТО ВОСПОЛНИТЬ - если в первую ночь Суккот не ели в сукке,
компенсировать это упущение невозможно. ОБ ЭТОМ - то есть о любой
неисполненной заповеди - СКАЗАНО (Когелет 1:15): "КРИВОЕ - НЕ СМОЖЕТ ВЫПРАВИТЬСЯ,
А ТО, ЧЕГО НЕТ, - НЕ ВОЙДЕТ В СЧЕТ".
И ГАЛАХА СООТВЕТСТВУЕТ МНЕНИЮ МУДРЕЦОВ.
Гемара замечает, что высказывание раби Элиэзера по поводу возможности компенсировать
первую трапезу праздника Суккот вызывает вопрос: ведь он же сам сказал,
что четырнадцать трапез необходимо съесть В СУККЕ, как же потом он говорит, что
в качестве компенсации надо съесть трапезу ВНЕ сукки! Ответ таков: раби
Элиэзер изменил свое мнение.
О смысле этого вопроса и ответа на него есть разные суждения. Раши считает, что проблема
состоит в невозможности ни компенсировать в доме трапезу, которую должны были
съесть в сукке, ни съесть ее в сукке в праздник Шмини-Ацерет (так
как Тора запрещает прибавлять что-либо к заповедям Всевышнего, а Он повелел
жить в сукке только семь дней).
|< Пред. 38 39 40 41 42 След. >|