Введение в Ветхий Завет. Конспект лекций :: Шихляров Лев
Страница:
194 из 230
Если будут грехи ваши, как багряное, –
как снег убелю …
Если же отречетесь и будете упорствовать,
то меч пожрет вас…»
(1, 11-20)
Т. о., для Исайи очевиден приоритет внутренней духовной жизни над внешним обрядом, хотя, конечно, он далек от предвидения «ветхости» закона Моисеева, просто механизм действия закона таков, что без духовного обновления и конкретных добрых дел жертвоприношения бесполезны. Это напоминает Псалмопевца: «жертва Богу — дух сокрушен» , но если есть истинное покаяние, тогда «возложат на олтарь твой тельцы» (Пс. 50).
Вместе с темой гнева Божия у Исайи прослеживается и другая: «обида» Ягвэ на (и за) Свой непутевый народ, ярче всего отраженная в притче о винограднике. Исайя воспевает песнь «Возлюбленному» Богу, Который насадил в свое время Израиль так, как насаждают виноградник, но он вместо добрых плодов принес дикие ягоды — жадность, пьянство, гордыню, несправедливость и даже атеизм. «Рассудите Меня с виноградником Моим … что еще надлежало бы сделать … чего Я не сделал ему?» (5, 3-4), — вопрошает Ягвэ у самих Иерусалимлян. В преддверии евангельского Откровения здесь у Исайи Бог, несмотря на все предупреждения о неотвратимом суде, выступает как требовательный и любящий воспитатель, пытающийся объяснить ученику реальную пользу следования заповедям для него самого: не Богу нужно благочестие и покаяние, а Израилю, чтобы выжить и не исчезнуть. Но слова любви Божией, предполагающие свободное и ответственное решение, во все времена оказываются понятными лишь для немногих.
|< Пред. 192 193 194 195 196 След. >|