Дао Дэ Цзин   ::   Лао-цзы

Страница: 111 из 114





124



Samadhi (чжи, 740) означает высшую ступень йогического созерцания, когда растворяются все мыслимые формы и сам созерцающий поглощается Единым. В русском языке, по всей видимости, не существует точного эквивалента этому брахмано-даосскому термину (ближайшие из приблизительных — «пресечение», «остановка» /мира/), потому здесь сохранена его санскритская форма [к Послеслов.].



125



Cм. прим. к XVIII.



126



Ши (235), букв. — из «людей служивого сословия», т. е. из «чиновников».



127



Фан (7145), букв. — «сторона», «местность» (особенно — окраина), но и — «квадрат», символ Земного (круг — Небесного), т. е. вариант перевода: «Великий Квадрат сторон не имеет».



128



Инь и Ян: в китайской онтологии — взаимообращающиеся первосубстанциональные начала Мироздания, обеспечивающие динамическую полярность всех возможных пар оппозиций: Небытийного-Бытийного, тайного-явного, лунного-солнечного, женского-мужского, высшего-низшего и т. д.

Ци — энергетическая первосубстанция Мироздания.



129



См. прим. к IV.



130



См. прим. к XX.



131



Т.е. органы внешнего восприятия.



132



Вариант: «вовек не спасешься» (см. также в XXVII, где возможно: «неизменно благом/спасает людей» и «спасает сущих»).



133



См. последнюю строку в I и XXII.



134



См. прим. к IV.



135



См. первые строки LVII.



136



Т.е. когда «рыбу» (ср.

|< Пред. 109 110 111 112 113 След. >|

Java книги

Контакты: [email protected]