А Н Майков и педагогическое значение его поэзии   ::   Анненский Иннокентий

Страница: 48 из 69



И не плещи морей водами

Своими черными крылами

При блеске розовой зари? {176}

(I, 29)

Ср. у Пушкина.

. . . . . . . . . . .

Зачем арапа своего

Младая любит Дездемона?..

Затем, что солнцу и орлу,

И сердцу девы нет закона {177}.

2) Вопрос, соединенный с контрастом.

Зачем давать цвета и звуки

Чертам духовной красоты?

Зачем картины вечной муки

И рая пышные цветы? {178}

Ср. Лермонтова. "Любовь мертвеца".

3) Вопрос описательный.

Пар полуденный душистый

Подымается с земли...

Что ж за звуки в серебристой

Все мне чудятся дали? {179}

(I, 370)

4) Вопрос безнадежности.

Примером может служить второй куплет известного стихотворения (напечатанного когда-то в "Складчине") под названием "Вопрос".

Мы все блюстители огня на алтаре {130}.

(I, 549)

5) Вопрос эпический (столь частый в славянской и новогреческой поэзии).

И тоскуют и крушатся...

Все о том, что не доходят

Вести в адские пределы

Есть ли небо голубое?

Есть ли свет еще наш белый?

И на свете церкви божьи... и т. д. {181}

(II, 223)

Ср. у Майкова же "Белорусскую песню" (I, 400), а также нашу классическую народную былину "Птицы" или "Девку-семилетку" {182}.

Б. Вот примеры поэтических олицетворений.

1) Простых.

А вкруг - без цели, без следа,

Несясь неведомо куда,

И без конца, и без начала,

Как будто музыка звучала,

И сыпля звезды без числа,

По небу тихо ночь плыла {183}.

(II, 69)

Даль звенит...

|< Пред. 46 47 48 49 50 След. >|

Java книги

Контакты: [email protected]