Страница:
117 из 291
Мы просим читателей тщательно рассмотреть наши замечания, так как они остановят его самого и помогут ему избежать многих скучных и запутанных скитаний по опасным топям метафизических болот, по следам блуждающих огней конечного разума, надевающего на себя наряд Бесконечной Мудрости! Остерегайтесь фальшивых светочей! Они заведут вас в трясины и зыбучие пески мысли!
Теперь рассмотрим некоторые из этих "догадок", относящихся к ответу на Решающий Вопрос. Некоторые мыслители думали, что Абсолют связан Божественной Необходимостью проявляться под видом множественности. На это можно ответить, что Абсолют не мог быть связан ничем , внутренним или внешним, иначе он не был бы Абсолютом и Бесконечным, а был бы явлением относительным и конечным. Другой ряд мыслителей считал, что Абсолют в самом себе находит желание проявляться под видом множественности. Но откуда же могло явиться такое побуждающее желание? У Абсолюта не могло быть ни в чем недостатка, и Ему нечего было желать, кроме того, чем Он уже обладает. Но желать того, что уже имеешь, – нельзя, можно желать только того, в чем чувствуется недостаток.
Третья школа говорит, что Бесконечный пожелал своего выражения в мире феноменальных явлений. Зачем? Такой мир феноменальных явлений мог быть только отражением Его могущества, и свидетелем этого отражения был бы лишь Сам Бесконечный; такой мир не мог бы заключать в себе ничего, кроме того, что уже заключалось во Всем.
|< Пред. 115 116 117 118 119 След. >|