Этюды о природе человека   ::   Мечников Илья Ильич

Страница: 192 из 444



Предлагая мертвым пищу, одежду, драгоценности, китайцы смотрят на загробную жизнь, "как на очень мало отличающуюся от той, которую ведут они сами на земле. Мертвые продолжают интересоваться теми же вещами и людьми, им нравится та же пища".

С развитием идеи загробной жизни изменились также и обычаи. Вместо того, чтобы предлагать мертвым вещественные предметы, как это еще делается у столь многих народов, китайцы предлагают им одни символы: "бумажные дома, материи, "ревизию, куклы, представляющие рабов; но все это - бумажное или соломенное - сжигают для того, чтобы в нематериальной форме это дошло до чествуемого таким образом духа" (Ревилль, там же, стр. 191),

Одной из главных причин поклонения предкам служит боязнь, чтобы "мертвые, недовольные тем, что их забывают, не выказали живым своего негодования, посылая им болезни и разорение" (там же, стр. 195).

Поклонение мертвым пустило такие глубокие корни у китайцев, что даже сам Конфуций, несмотря на свое умственное развитие и свой скептицизм, должен был заплатить ему обильную дань. "Мудрый Конфуций, - говорит Ревилль, считал долгом приносить в жертву своим предкам мясо, которое посылали ему владыки, чествуя его" (там же, стр. 185).

Конфуций и его последователи выражались относительно будущей жизни с большою сдержанностью и двусмысленностью, что не мешало им "точно следовать обычаям и обрядам, предполагавшим полнейшую веру в будущую жизнь человеческой личности" (стр. 187).

|< Пред. 190 191 192 193 194 След. >|

Java книги

Контакты: [email protected]