Тай-Пэн - Роман о Гонконге :: Клавелл Джеймс
Страница:
148 из 1139
К огромному облегчению Лонгстаффа горящие зеленые глаза повернулись к юноше, и капитан-суперинтендант торговли подумал: "Да, почему? Почему мы должны все потерять? Мне казалось, я просто чудесно все устроил".
-- Потому что они -- китайцы.
-- Мне это ни о чем не говорит.
-- Я знаю, мой мальчик. -- Чтобы заглушить боль от потери семьи, внезапно выросшую внутри него, и прогнать от себя безумную тревогу по поводу грозящего им банкротства, он решил все подробно объяснить -- не только Кулуму, но и, в который раз, Лонгстаффу. -- Первое, что ты должен понять: в течение пятидесяти столетий китайцы называли свою страну Срединным Царством -- царством, которое боги поместили между небом сверху и землей снизу. Китаец -- исключительное существо, он стоит выше всех уже просто потому, что он китаец. Всех остальных людей -- всех без исключения -- они считают дикарями, которые недостойны даже снисходительного взгляда. Только им одним как единственной действительно цивилизованной нации дано божественное право властвовать на земле. Для китайцев наша королева Виктория -- не более чем вассальный правитель, который должен платить им дань. У Китая нет ни флота, ни армии, мы можем сделать с ним все, что нам заблагорассудится. Но они верят, что они самая цивилизованная, самая могучая и самая богатая -- в этом, полагаю, они потенциально могут быть правы -- нация на земле. Ты когда-нибудь слышал о Восьми Правилах?
Кулум покачал головой.
-- Видишь ли, это были условия, на которых китайский император согласился торговать с "варварами" сто пятьдесят лет назад.
|< Пред. 146 147 148 149 150 След. >|