Опыт курса по изучению священного писания (Ветхий завет, Том 2) :: Мень Александр
Страница:
46 из 322
число от "сараф", жгучий, пламенный - только еще один раз встречается в Ветхом Завете, когда упомянуты палящие змеи - "ханахашим хасерафим" (ср. Числ 21,6). По мнению многих толкователей, серафимы в видении Исайи - это олицетворение тварных небесных сил, предстоящих престолу Божию, подобно херувимам у Иезекииля (гл. 1). Что касается крыльев серафимов, то бл. Иероним видит здесь метафорическое выражение, означающее молниеносную быстроту движения (Толк. на пр. Исайю, кн. III).
В гимне серафимов, который позднее вошел в ветхозаветное и христианское богослужение, раскрывается тайна отношения Бога к твари. С одной стороны, Он свят (кад`еш) и стоит превыше всего земного, но в то же время Его Слава (Кав`од) изливается на Вселенную и пронизывает ее. Она есть "энергия" Божия, форма Богоявления (ср. Исх 24,17; Пс 18,2).
Пророк сознает, что он - грешный человек и не может остаться в живых, созерцая ослепительную Славу Господа. Но, очищенный небесным огнем, он дерзновенно предстает перед престолом Творца и с готовностью соглашается быть Его посланцем.
Знаменательно, что в восточной мистике (Индии, Греции) человек в состоянии экстаза терял сознание собственной личности, Исайя же, напротив, соприкасаясь с Божественным, получает дар сознавать себя и мыслить. В этом проявляется библейское откровение о человеке как об ответственном и разумном существе, котоое может быть соработником и служителем Творца.
|< Пред. 44 45 46 47 48 След. >|