Страница:
108 из 197
Зачем сказано "оставляй их" — ведь можно было сказать
"будут они" (как в Дварим 24:20)? Но дело в том, что этими словами
Тора намекает еще на один вид "оставленного" имущества — а именно, на
имущество, объявленное бесхозным и уподобленное пеа и лекету: как
те предназначаютсябедным, но не богатым, и свободны от отделения маасеров —
так и оно предназначается бедным, но не богатым, и свободно от отделения маасеров.
Следовательно, возможно объявление плодов бесхозными только для бедных, и маасеры
отделять от этих плодов не нужно.
А ШКОЛА ГИЛЕЛЯ ГОВОРИТ: НЕ станет ОНО то есть это имущество НИЧЕЙНЫМ, ПОКА НЕ БУДЕТ
ОБЪЯВЛЕНО НИЧЕЙНЫМ И ДЛЯ БОГАТЫХ — то есть, только то имущество получает статус
бесхозного, которое объявлено таковым для всех людей независимо от их
состояния, — КАК плоды года ШМИТА, которые являются бесхозным имуществом для
всех.
Талмуд Йерушалми объясняет, что школа ГИЛЕЛЯ опирается на сказанное в Торе о шмите (Шмот
23:11): "А в седьмой [год] - прекращай ее (то есть земли) [обработку] и
оставляй ее". Зачем сказано "и оставляй ее" - ведь достаточно
уже сказанного "прекращай ее [обработку]"? Но дело в том, что этим
самым Тора намекает, что есть еще одно "оставление" — а именно, на
объявление имущества бесхозным и уподобление его плодам года Шмита, как
те предназначаются и беднякам, и богачам — так и оно должно предназначаться и
бедным, и богатым. Следовательно, плоды, объявленные ничейным имуществом только
для бедных, не становятся ничейным имуществом и подлежат выполнению закона об
отделении от них маасеров.
|< Пред. 106 107 108 109 110 След. >|