Пеа   ::   Талмуд

Страница: 110 из 197



Объяснение мишны второй



Эта мишна говорит еще об одной дискуссии между школами Шамая и Гилеля по поводу

снопа, забытого в поле

Если СНОП лежит ОКОЛО ОГРАДЫ — в подлиннике называется слово гафа что обозначает

ограду, сложенную из камней, не скрепленных друг с другом глиной, ИЛИ СКИРДЫ —

то есть большой груды снопов, сложенных определенным образом, ИЛИ СКОТА — то

есть около места, где находится рабочий скот ("Млехет Шломо" приводит

вариант текста: ИЛИ ЗАГОНА ДЛЯ СКОТА), ИЛИ сельскохозяйственных ОРУДИЙ —

например, для пахоты земли, И ЗАБЫЛИ ЕГО, когда собирали снопы на гумно, —

ШКОЛА ШАМАЯ ГОВОРИТ: ЭТО НЕ ШИХХА, и можно вернуться, чтобы забрать его. Поскольку

этот сноп находится около чего-то, что бросается в глаза, хозяин поля наверняка

вспомнит о нем, и потому этот сноп — не шихха. А ШКОЛА ГИЛЕЛЯ ГОВОРИТ:

ШИХХА — то, что находится по соседству с этим снопом, не лишает его статуса шихха:

раз сноп забыт — он шихха и принадлежит беднякам.

В Талмуде Йерушалми сказано, что так трактовал эту мишну раби Йегошуа, однако

раби Элиэзер объяснил ее совсем иначе: "Не спорят школа Шамая и Школа

Гилеля о снопе, забытом около ограды, или скирды, или скота, или орудий, — все

согласны в том, что этот сноп — шихха. О чем же они спорят? О снопе,

ВЗЯТОМ (для того, чтобы доставить его в город) И ПОЛОЖЕННОМ около ограды, около

скирды, около скота или около орудий работы, и забытом потом. Школа Шамая

говорит, это не шихха —- поскольку уже завладели им, а школа Гилеля

говорит: шихха. И сообщается, что раби Эльазар бен Азария тоже согласен

с объяснением раби Элиэзера.

(Тосефта также сообщает объяснение этой мишны, данное раби Элиэзером, в несколько

измененном варианте, что послужило темой многочисленных комментариев,

рассматривающих проблемы с различных сторон, — см. "Мишне ламелех" к

Рамбаму, Законы о дарах беднякам 5.3).

|< Пред. 108 109 110 111 112 След. >|

Java книги

Контакты: [email protected]