Страница:
135 из 197
Раби
Йегуда считает, что если во время уборки этих овощей что-то было забыто в поле,
это не шихха, поскольку Тора говорит. "...И забудешь НА ПОЛЕ",
то есть на виду — в отличие от тех плодов, которые прячутся в земле: они не
становятся шихха.
А МУДРЕЦЫ ГОВОРЯТ: ЕСТЬ У НИХ статус ШИХХА — потому что выражение "на
поле" они понимают широко: имеется в виду все, что есть в поле, включая
плоды, спрятанные под землей (Сота 45а).
По поводу основания для точки зрения мудрецов говорится в Талмуде Йерушалми, что в
стихе Торы "Когда будешь жать жатву твою в твоем поле..." выражение
"жатву твою" подразумевает все плоды, которые находятся на виду, и
также — выражение "в твоем поле", то есть каждое из них означает
некоторое сужение круга возможностей (поскольку ими исключается то, что не
находится на виду). Однако среди принципов исследования Торы есть правило:
сужение поля применяя закон после другого сужения всегда означает расширение, и
следовательно, повторяя подряд два выражения, которые означают сужение круга
возможностей, Тора намекает на то, в действительности круг возможностей
расширяется. Значит, плоды, спрятанные в земле, имеют статус шихха. И
ГАЛАХА СООТВЕТСТВУЕТ МНЕНИЮ МУДРЕЦОВ.
Мишна одиннадцатая
У того, кто ЖНЕТ НОЧЬЮ, кто ВЯЖЕТ СНОПЫ И у СЛЕПОГО ЕСТЬ ШИХХА; А ЕСЛИ НАМЕРЕВАЛСЯ
БРАТЬ ТОЛЬКО КРУПНЫЕ - НЕТ У НЕГО ШИХХА.
|< Пред. 133 134 135 136 137 След. >|