Страница:
54 из 197
Поскольку сам раб является
частью имущества хозяина (как было сказано выше), то, отдав ему ВСЕ свое
имущество, хозяин отдал ему и его самого, и раб, приобретя себя самого и выходя
на свободу, приобретает также все остальное имущество своего хозяина. ОСТАВИЛ
хозяин себе своей ЗЕМЛИ СКОЛЬКО-НИБУДЬ — или же что-то из движимого имущества
(Бава батра 150а) — раб НЕ ВЫХОДИТ НА СВОБОДУ и само собой разумеется, всего
остального имущества хозяина также не получает: раб-нееврей не имеет
собственности, все, что приобретает он — приобретает его хозяин.
Некоторые комментаторы объясняют, что раб не выходит на свободу даже в том случае, если
хозяин точно указал, какой участок земли он оставляет за собой — например, если
написал в дарственной: "Все мое имущество отдано тебе — кроме земли В
ТАКОМ-ТО МЕСТЕ". Поскольку он сделал так, мы считаем, что и раба он тоже
оставил себе, а слова "все мое имущество" подразумевают все остальное
имущество кроме раба, которого вовсе не собирался отпустить на свободу. Даже в
том случае, если у хозяина нет другого имущества, кроме земли, которую он
оставил себе, и этого раба — раб не выходит на свободу. Танай, сообщающий
эту мишну, стоит на точке зрения, что "не разделяют сказанное": что
ограничение "кроме" полностью уничтожает сказанное раньше "ВСЕ
мое имущество отдано тебе", и поэтому эта дарственная не имеет никакой
силы (Раш, Бартанура).
Другое объяснение (согласно выводу Гемары — см.
|< Пред. 52 53 54 55 56 След. >|