Страница:
56 из 197
Однако если хозяин написал: "Все мое
имущество отдается тебе, кроме такого-то поля", то — поскольку хозяин
точно указал, какую землю он оставил за собой — раб выходитна свободу (Бава
батра 149б и Рамбам там же).
РАБИ ШИМОН ГОВОРИТ: ВОВЕК ОН ВЫХОДИТ НА СВОБОДУ — даже если хозяин оставил за собой
какой-либо земельный участок, даже если у него нет другого имущества кроме
земли, которую он оставил себе, и самого раба. Несмотря на то, что в этом
случае слова "все мое имущество" невозможно осуществить, если не
отнести их к самому рабу, это противоречие не умаляет действительности
документа — потому что раби Шимон стоит на точке зрения, что "разделяют
сказанное", или же считает, что оставление хозяином какого-то имущества
себе допустимо в "вольной". ПОКА хозяин НЕ СКАЖЕТ: ВОТ, ВСЕ МОЕ
ИМУЩЕСТВО ОТДАЕТСЯ ТАКОМУ-ТО, МОЕМУ РАБУ, КРОМЕ ОДНОЙ МИРИАДНОЙ ЧАСТИ. То есть,
в этом случае хозяин никак не уточнил, что именно он оставляет за собой, а
просто выставляет какое-то условие. Тогда — даже если это имущество ничтожно
мало (как говорит мишна: "одна мириадная часть") — мы говорим, что
хозяин имел в виду самого раба, и даже если в действительности раб стоит
значительно больше, чем одна мириадная часть имущества хозяина, возможно, что в
глазах хозяина раб не стоит больше (Раш; Бартанура). Или же мы говорим, что в
эту оставленную хозяином себе одну мириадную часть его имущества входит
какая-то частица тела раба (являющегося тоже имуществом хозяина), и тогда
документ этот — не "письмо о расторжении" (Рамбам; Виленский гаон).
|< Пред. 54 55 56 57 58 След. >|