Страница:
64 из 197
Причина же прихода хозяина на поле состоит в том, что бедняки имеют
право брать пеа только в его присутствии и с его разрешения
("Млехет Шломо"; "Мишна ришона"). Есть также мнение, что
слово авайот означает "собирание": комментируя стих из книги
Йешае (1:8), Раши приводит его перевод на арамейский язык, смысл которого
объясняет с помощью цитаты из нашей мишны. Следовательно, с точки зрения Раши в
этой мишне сказано, что три времени дня отведены ДЛЯ СОБИРАНИЯ пеа бедняками.
НА ЗАРЕ, В ПОЛДЕНЬ И ПОД ВЕЧЕР. Почему именно эти три времени дня — объясняется в
Йерушалми: 1) НА ЗАРЕ — ИЗ-ЗА КОРМЯЩИХ МАТЕРЕЙ, [только тогда] имеющих
возможность пойти в поле за пеа — пока их дети еще спят (Раш), или —
согласно объяснению Рамбама — ИЗ-ЗА КОРМЯЩИХ МАТЕРЕЙ, которые должны поесть в
самом начале дня; 2) В ПОЛДЕНЬ — ИЗ-ЗА ДЕТЕЙ бедняков, которые просыпаются
поздно и не могут прийти на поле раньше полудня; 3) ПОД ВЕЧЕР (в подлиннике
сказано "ВО ВРЕМЯ МИНХИ" — см. Брахот 4:1) — ИЗ-ЗА СТАРИКОВ,
которые передвигаются медленно и не в состоянии прийти за получением пеа раньше.
РАБАН ГАМЛИЭЛЬ ГОВОРИТ: так — что бедняки получают пеа в три времени дня —
СКАЗАЛИ мудрецы ТОЛЬКО ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ НЕ УБАВЛЯЛИ — то есть для того, чтобы пеа
не давали беднякам реже, чем трижды в день. Рабан Гамлиэль считает, что
целью этого установления мудрецов была забота о бедных — чтобы все они могли бы
получить пеа.
|< Пред. 62 63 64 65 66 След. >|