Страница:
86 из 197
Но когда
мы решаем, что сомнительныйлекет должен быть отдан бедным, мы тем самым
отклоняемся от буквы закона в сторону снисхождения, считая это следованием
настоящей справедливости. Этому учит нас Писание: "БЕДНЯКУ И НИЩЕМУ
ВОЗДАЙТЕ ПРАВДОЙ" — что иногда следует обходиться с бедняком не по
букве закона, а руководствоваться тем, что применительно к нему представляется
справедливым. Есть также аналогичный вывод из других слов Писания: "НЕ
СУДИ ПРИСТРАСТНО БЕДНЯКА ТВОЕГО В ТЯЖБЕ ЕГО" — что именно "в тяжбе
его", то есть в вопросах взаимоотношения его с другими ты не должен
проявлять пристрастие, однако касательно "даров беднякам", то есть в
вопросе справедливого отношения к нему как к бедняку ты можешь отклониться от
буквы закона. Потому что — и все согласны в этом — здесь действует не принцип
суда, а принцип справедливости. Однако есть также мнение, что это полностью
соответствует букве закона и вытекает из написанного в Торе: "Бедняку и
пришельцу ОСТАВЛЯЙ...", и так учит это Сифра (Торах коганим). Другие же
приводят стих: "Пришельцу, сироте и вдове будет это" — то есть, им
следует отдавать и принадлежащее им, и принадлежащее тебе, и именно отсюда
выводит Сифрей (разд. "Тецэ"), что лекет, относительно
которого есть сомнения, следует отдавать беднякам.
|< Пред. 84 85 86 87 88 След. >|