Страница:
258 из 305
НАЛИЛИ ЕМУ - то есть хозяину дома - ПЕРВЫЙ
БОКАЛ вина, чтобы над ним он совершил Кидуш.
Чтобы подчеркнуть полное освобождение от
рабства, в эту ночь хозяин дома ведет себя подобно господину, которого
обслуживают другие люди - поэтому мишна говорит не "налил себе бокал
вина", а "налили ему". В подлиннике буквально сказано:
"СМЕШАЛИ ЕМУ ВИНО В БОКАЛЕ". Дело в том, что в те времена вино было
чрезвычайно крепким - чтобы выпить, его необходимо было смешивать с водой.
О порядке произнесения благословений в Кидуше
мнения танаев разошлись.
ШКОЛА ШАМАЯ ГОВОРИТ: Сначала совершающий
Кидуш ПРОИЗНОСИТ БЛАГОСЛОВЕНИЕ О ДНЕ - "...Который избрал нас из
всех народов", и т.д., - И лишь ПОТОМ он произносит благословение НАД
ВИНОМ - "...Творящий плод виноградной лозы"; А ШКОЛА ГИЛЕЛЯ ГОВОРИТ:
Сначала он ПРОИЗНОСИТ БЛАГОСЛОВЕНИЕ НАД ВИНОМ, И лишь ПОТОМ - О ДНЕ.
Мишна приводит эту дискуссию также в
трактате "Брахот" (8:1) по поводу Кидуша, который совершают в
начале трапезы в ночь на субботу или праздник (не только над вином, но и над
хлебом).
Барайта, цитируемая
Гемарой, разъясняет, на что опираются эти две противоположные точки зрения.
Школа Шамая считает, что упоминание о
дне является главным, так как только потому, что наступил особый, святой день,
вино для Кидуша появлятся на столе. Кроме того, этот день наступает
раньше, чем совершают Кидуш, и по этим причинам благословение о дне
надлежит произносить первым.
|< Пред. 256 257 258 259 260 След. >|