Страница:
259 из 305
Школа же Гилеля считает, что наличие
вина (или хлеба, над которым произносят Кидуш за неимением вина)
является главным фактором совершения Кидуша, так как тот, кто этого не
имеет, не может и исполнить эту заповедь. Кроме того, благословение над вином
произносят чаще, чем благословение о наступлении святого дня, а Галаха гласит,
что в тех случаях, когда приходится выбирать между частым и редким, первое
должно предшествовать второму.
И ГАЛАХА СООТВЕТСТВУЕТ ТОЧКЕ
ЗРЕНИЯ ШКОЛЫ ГИЛЕЛЯ.
Мишна третья
ПОДАЛИ ЕМУ - ОБМАКИВАЕТ ХАЗЕРЕТ и ест,
ПОКА НЕ ДОХОДИТ ДО ПРИПРАВЫ К ХЛЕБУ. ПОДАЛИ ЕМУ МАЦУ, ХАЗЕРЕТ, ХАРОСЕТ И ДВА
КУШАНЬЯ - НЕСМОТРЯ НА ТО, ЧТО ХАРОСЕТ НЕ обязательно есть для исполнения
ЗАПОВЕДИ. РАБИ ЭЛИЭЗЕР БЕН РАБИ ЦАДОК ГОВОРИТ: ОБЯЗАТЕЛЬНО. ПРИ ХРАМЕ ЖЕ ЕМУ
ПОДАВАЛИ ТУШУ ПЕСАХА.
Объяснение мишны третьей
Эта мишна продолжает описание обычаев,
связанных с проведением седера. Для ее понимания необходимо указать, что
в те времена сотрапезники не сидели за общим столом, а каждый из них возлежал
за отдельным столиком. К началу трапезы их приносили уже накрытыми, а к концу -
забирали, чтобы подать на них десерт.
ПОДАЛИ ЕМУ различные виды овощей.
Необходимость именно так дополнить слова
мишны вытекает из контекста ее продолжения. Впрочем, есть вариант текста, где
буквально так и сказано: ПОДАЛИ ЕМУ ОВОЩИ И ХАЗЕРЕТ.
|< Пред. 257 258 259 260 261 След. >|