Псахим   ::   Талмуд

Страница: 260 из 305



Итак, сразу после Кидуша на стол

подают овощи - хотя никто еще не произнес благословения над хлебом и не ел его.

Цель такого нарушения обычной последовательности в трапезе состоит в том, чтобы

дети удивились и спросили, что это значит.

Однако некоторые комментаторы говорят,

что слова мишны ПОДАЛИ ЕМУ означают, что каждому сотрапезнику принесли его стол

(см. предисловие к объяснению этой мишны), так как, по обычаю, этого не делали

до Кидуша (рабейну Хананэль, "Тосафот").

ОБМАКИВАЕТ ХАЗЕРЕТ в рассол, или уксус,

или просто соленую воду - как было принято в те времена - и ест.

Мы уже отмечали (см. выше 2:6), что "хазерет"

мишны - это салат (на современном иврите "хаса"), а не хрен (который

теперь называется на иврите "хазерет"). Гемара разъясняет, что на

самом деле в этот момент седер обычно едят другие овощи, однако мишна

говорит о хазерет для того, чтобы дать понять: если нет других овощей,

то - хотя хазерет необходимо есть позже ради исполнения заповеди о мароре

(так называемое "второе обмакивание") - для "первого

обмакивания" можно использовать и хазерет. Все это, как было уже

сказано, имеет своей целью вызвать любопытство у детей.

Значит, "обмакивает хазерет"

означает: "обмакивает ДАЖЕ хазерет" - если у него нет ничего другого,

ПОКА НЕ ДОХОДИТ ДО ПРИПРАВЫ К ХЛЕБУ.

В подлиннике здесь стоит выражение

ПАРПЕРЕТ ГАПАТ, которое комментаторы объясняют по-разному.

|< Пред. 258 259 260 261 262 След. >|

Java книги

Контакты: [email protected]