Страница:
59 из 305
КАК ОТДЕЛЯЮТ РИТУАЛЬНО НЕЧИСТУЮ ХАЛУ –
то есть, как отделяют халу от теста, ставшего ритуально нечистым, В ПРАЗДНИК - в
один из двух праздничных дней Песаха?
РАБИ ЭЛИЭЗЕР ГОВОРИТ: ПУСТЬ НЕ ДАЕТ ЕЙ
ИМЯ - пусть женщина, замесившая тесто и отделившая от него соответствующий
кусок, не объявляет его халой (в подлиннике все глаголы, связанные с
отделением халы, стоят в женском роде), ПОКА ОНА - то есть кусок теста,
подходящий для того, чтобы быть халой, - НЕ ИСПЕЧЕТСЯ.
В этом случае нет запрета печь
потенциальную халу, так как любой из кусков разделанного теста годится в
пищу, а во время выпечки про каждый из них говорят: "Не это - хала,
предназначенная для когена" (Раши). Получается, что все тесто выпекается
для нужд праздника, а потом уже женщина отделяет халу.
Что же касается необходимости отделять
халу от общей массы теста, а не от отдельной части его, то раби Элиэзер
считает, что если все, что выпечено из этой массы теста, сложить вместе,
единство ее восстанавливается. Об этом сказано в Мишне (Хала 2:4): "[Если]
хлеба вынимают из печи и складывают в корзину, эта корзина их объединяет [для
отделения] халы".
Итак, женщина выбирает один из кусков
теста, испеченный в качестве хлеба, и объявляет его халой, оставляет его
до окончания праздничного дня, а затем сжигает его.
Иную точку зрения высказывает РАБИ ЙЕГУДА
БЕН БТЕЙРА, который ГОВОРИТ: Женщина, отделив халу от теста, как
полагается, ПУСТЬ ПОЛОЖИТ ее В ХОЛОДНУЮ воду, чтобы предохранить от скисания.
Раби Йегуда бен Бтейра возражает раби
Элиэзеру.
|< Пред. 57 58 59 60 61 След. >|