Страница:
69 из 305
Однако если его намерение связано с
исполнением заповеди - например, он хочет утешить скорбящих, или поздравить и
повеселить жениха, или идет в бейт-гамидраш учить Тору, или повидаться
со своим учителем Торы и т.п. - он приравнивается к тому, о ком было сказано в
начале мишны: "Тот, кто идет резать свою жертву Песах" и т.д.. То
есть, у него мало времени, чтобы вернуться и уничтожить хамец, достаточно
отречься от него мысленно (Раши).
Авторы "Тосафот" задают вопрос:
как совместить конец нашей мишны "Идущий, ЧТОБЫ ПРОВЕСТИ ОТДЫХ ТАМ, ГДЕ ОН
ХОЧЕТ..." с тем, что сказано (Эйрувин 31 а, и см. Мишну
"Эйрувин" 8:1): "Эйрув тхумин делают ТОЛЬКО РАДИ ВЫПОЛНЕНИЯ
ЗАПОВЕДИ"?
Поэтому они объясняют, что наша мишна
имеет в виду того, кто в Песах идет повеселиться к своему другу или
родственнику - то есть с намерением, которое все же содержит элемент исполнения
заповеди ( см. также "Тифэрет Исраэль").
Впрочем, некоторые авторитеты Торы
говорят, что хлеб используют для того, чтобы сделать эйрув тхумим лишь
ради исполнения заповеди. Однако если просто идут в определенное место, чтобы
получить там право провести субботу или праздник и воспользоваться возможностью
идти оттуда еще 2000 локтей, то это можно делать и без намерения исполнить
заповедь - лишь потому, что так хочется. Следовательно, вопрос
"Тосафот" отпадает сам собой ("Тосфот раби Акивы Эйгера" от
имени автора труда "Маген Аврагам").
|< Пред. 67 68 69 70 71 След. >|