Страница:
178 из 403
Поэтому в здоровом виде рага преобладает в живом существе. Рага , или привязанность, к материальным вещам, приводит к деградации, но рага , направленная на Господа, позволяет достичь высшей ступени бытия. Взаимосвязь раги и видхи подобна взаимосвязи организма и лекарства. Роль раги многообразна, а назначение видхи только одно — защищать и питать рагу . Когда рага окрепнет, она перестанет зависеть от видхи .
Только чистая душа, свободная от всей материальной скверны, может испытывать к Господу чистую рагу . Такую рагу , которая по-другому называется рагатмика-бхакти , проявляют лишь чистые души, участвующие в играх Господа, а именно жители Вриндавана. Священные писания прославляют игры Кришны и то, как жители Вриндавана служат Кришне в настроении рагатмика-бхакти . Если, слушая эти описания, обусловленная души развивает желание следовать примеру жителей Вриндавана, такой вид бхакти называют раганугой [4_1_2] . Движущей силой рагануга-бхакти , или спонтанной преданности, является жадность, или неудержимое стремление к ее объекту, а не заповеди и законы священных писаний [4_1_3] . Заповеди священных писаний предназначены для того, чтобы пробудить эту естественную склонность души. Когда стимулом к соблюдению заповедей становится неодолимое желание служить Кришне, такое служение называется уже не вайдхи-бхакти , а рагануга-бхакти . Таким образом, существует два вида садхана-бхакти : вайдхи и рагануга . О вайдхи-садхане уже говорилось ранее. Теперь же речь пойдет о рагануга-садхане .
|< Пред. 176 177 178 179 180 След. >|