Страница:
308 из 403
Стхайи-бхавапредставляет собой корень расы , вибхава — ее причину или основу, а анубхава — следствие. Саттвика-бхава — это внешнее проявление расы , а санчари-бхава по отношению к расе играет вспомогательную роль. Вибхава , анубхава , саттвика-бхава и вьябхичари-бхава придают стхайи-бхаве особый вкус. Этот вкус и делает стхайи-бхаву расой («Бхакти-расамрита-синдху». 2.1.5). Далее данная тема будет объясняться более подробно, однако воспользоваться этим объяснением сможет лишь тот, кто действительно ощутил вкус расы .
Познать расу невозможно, ее можно только почувствовать. Есть два аспекта познания: вопрошание и восприятие. Без них нельзя достичь высшей ступени знания, то есть обрести вкус («Таттва-сутра»). Обычно под знанием подразумевают либо вопрошание, либо восприятие, но не вкус. Однако без него ни о каком проявлении расы не может быть речи.
Вначале рассмотрим стхайи-бхаву , или непрерывный экстаз. Стхайи-бхавой называется эмоциональное состояние, подчиняющие себе все остальные экстатические эмоции («Бхакти-расамрита-синдху». 2.2.5). Когда человек поднимается на ступень бхавы и его рати целиком обращается на Кришну и приобретает глубину, такая рати превращается в стхайи-бхаву , столь необходимую для расы . В этой стхайи-бхаве может преобладать только одно настроение. Но даже когда она преодолевает это ограничение и входит в царство премы , ее по-прежнему называют рати , поскольку према , в отличие от рати , не может быть ограничена ничем.
|< Пред. 306 307 308 309 310 След. >|