Страница:
15 из 36
– универсали стский шактизм восходит к учению Шри Рамакришны * и связан, как правило, с деятельноью « Миссии Рамакришны» *.
Шактамнивер салистами являются и последовели некоторых других нетрадиционных течений совремеого индуизма, таких как общества « Анандамайи» *, « Амританандамайи» *, Шри Ауробиндо*, Гопришна * и пр., которые следуют реформироваому учению « Веданты» с элементами шактизма и йоги.
Универсалисты отошли от традиционного тантризма и, хотя сохраняют в своем учении некоторые характерные его черты (например, культ женского начала ), фактически превратились в типичные неоиндуистские течения, перестав быть тант риками. Теперь это просто новые формы нетрадиционного, универсалистского индуизма, в некоторой степени близкие к тантризму;
– « деревенский» шактизм шаманистского толка яяется лишь формой примитивного язычества и имеет мало общего с предписанием Тантр и с традициями собственно тантрических школ.
Подобного рода практику можно считать лишь отчасти сходной с тантрической, потому что в ней есть немало тако, что сближает этот тип шаманизма с настоящим таризмом: почитание женских божеств, оргиастические ояды, магические церемонии и т. п.
Но поскольку приверженцы похожих культов есть не только в Индии, но и Африке и Латинской Амере (например, вуду* ) и сами себя они тантристами не считают, о мистическом учении Тантр совершенно ничего не знают, и приобщаться к тантрической традиции не стрятся (а зачем?), то их и не следует считать тантристами.
|< Пред. 13 14 15 16 17 След. >|