Утверждение христианства на Руси   ::   Брайчевский М Ю

Страница: 173 из 521

48-49], посещение Константинополя [там же, с. 49-52]. Сомнительными или совсем фантастическими являются лишь подробности, которыми обрисованы обстоятельства того или иного события. Относительно контактов киевской княгини с византийским {102} двором и ее личного крещения имеются свидетельства греческих и некоторых западных источников.

Крещение Ольги - факт настолько достоверный, что его не может отрицать и самый фанатичный сторонник "Владимировой легенды". Приходится признать, что Владимир Святой был не первым христианином на киевском престоле. Отсюда - тенденция рассматривать Ольгу как предтечу Владимира. Возникла естественная ассоциация: Елена и Константин Великий в Римской империи, Ольга и Владимир на Руси. Одновременно всячески подчеркивался личный характер крещения Ольги: княгиня крестилась сама, но не решилась крестить свой народ и провозгласить христианство государственной религией. Более того, существовала версия, согласно которой Ольга даже держала в тайне свое обращение.

Концепция "равноапостольной" княгини нашла отражение в "Слове о законе и благодати" Илариона - самом раннем произведении, воплотившем в себе Владимирову легенду [413, с. 96- 97]. Более основательно разработана она в "Памяти и похвале Владимиру" Иакова Мниха [180, с. 241-242]. Определенные замечания встречаются в "Житии Ольги" и в летописных текстах, которые выходят за агиографическую традицию [485, с. 44-46; 441, с. 113-116; 708, с. 25-26] .

|< Пред. 171 172 173 174 175 След. >|

Java книги

Контакты: [email protected]