Утверждение христианства на Руси   ::   Брайчевский М Ю

Страница: 226 из 521



Антихристианские мероприятия Владимира осуществлялись не только в Киеве, но и в периферийных центрах. В частности, известно, что Добрыня был послан в Новгород со специальной миссией утверждения там языческого культа. "И пришедь Добрыня Новугороду, постави Перуна кумирh над рhекою Волховомъ, и жряхуть ему людье Новгородьстии акы богу", - читаем в "Повести временных лет" [250, с. 67] .

Часть исследователей, не очень внимательных к источникам, считала, что культ Перуна введен в Новгородской земле именно Добрыней около 980 г. [381, с. 316-317; 539, с. 395]. Это неверно. Данный культ практиковался у ильменских словен издревле; мероприятия Добрыни заключались не в создании нового капища, а в установке новой статуи и в активизации культовых отправлений.

Остатки святилища в уроч. Перынь (название говорит само за себя) исследованы археологами в 1951-1952 гг. [32, с. 14-15; 585; 588]. Найденные остатки датируются лепной керамикой, которая значительно древнее Х в. Таким образом, капище Перуна (а следовательно, и его культ) в Новгородской округе существовало задолго до Владимира и его дяди. Неудивительно, что действия последнего не встретили серьезного сопротивления со стороны новгородцев, которые безропотно "жряху" Перуну "аки богу" [250, с. 67].

Несомненно, в конце Х в. в Новгороде, ставшем именно в это время видным торговым и политическим центром, проживало немало христиан.

|< Пред. 224 225 226 227 228 След. >|

Java книги

Контакты: [email protected]