Утверждение христианства на Руси   ::   Брайчевский М Ю

Страница: 265 из 521

Даже догматические установки, отличавшие латинство от греческого христианства, остались для него за семью печатями.

Вот что мусульманские проповедники сообщили Владимиру: "Вhруемъ Богу, а Бохъмитъ ны оучить, глаголя: обръзати оуды таиныя, а свинины не hсти, а вина не пити, и по смерти съ женами похоть творити блудную. Дасть бохъмить комуждо по семидесятъ женъ красенъ, и избереть єдину красну и всhхъ красоту възложить на едину, и та будеть ему жена. Здh же, рече, достоить блудъ творити всякыи. На семь же свhтh аще буде кто оубогь, то и тамо, аще ли богать есть здh, то и тамо, и ина многа лhсть, ея же нелзh писати срама ради" [250, с. 71-72]. Летописец не знает Аллаха, "кланятися" мусульман вынуждает Бохмиту (испорченное Мухаммед) , что, естественно, также не украшает его эрудицию.

Латинское учение летописец пересказывает так: "пощение по силh, аще кто пьеть или hсть, все въ славу Божию, рече оучи-{155}тель нашь Павелъ" [там же, с. 72] . Ни одного догматического положения, отличающего западную ветвь христианства от восточной, не приведено - ни filioque, ни догмата о непорочном зачатии Богоматери, ни учения о сверхобязательных деяниях, словом, ничего о расхождениях по существу.

Такой же убогой выглядит и характеристика иудейства: "обрhзатися, и свинины не ясти, ни заячины, суботу хранити" [там же, с. 73]. Нечего и говорить, что подобный перечень догматов не дает даже минимального представления о сущности талмудизма.

Тем не менее в этом эпизоде помещена очень важная идея об отвержении и рассеянии Израиля.

|< Пред. 263 264 265 266 267 След. >|

Java книги

Контакты: [email protected]