Утверждение христианства на Руси   ::   Брайчевский М Ю

Страница: 267 из 521



Западным миссионерам киевский властитель несмог сказать ничего лучшего, как: "Идите опять, яко отци наши сего не прияли суть" [там же, с. 72]. Аргумент "от традиции" сам по себе не может считаться убедительным. Вообще это не ответ на конкретную аргументацию конкретных проповедников. В самом деле, совершенно не понятно, почему такая сентенция адресована представителям Рима, а не мусульманам или иудаистам, ведь и их веры "отцы не восприняли".

Только ответ хазарским иудеям представляется остроумным и убедительным. Услышав о печальной участи еврейского народа, {156} Владимир сказал: "То како вы инhхь оучите, а сами отвhржени Бога? Аще бы Богъ любилъ васъ, то не бысте расточени по чюжимъ землямъ, еда и намъ то же мыслите зло прiяти" [там же, с. 73].

Низкий уровень теологического мышления наблюдается и в других эпизодах летописной повести. Вот какую характеристику мусульманских обычаев автор вкладывает в уста греческого философа: "Си бо омывають оходы своя, поливавшеся водою, и въ ротъ вливають, и по брадh мажются, наричюще Бохмита; тако же и жены ихъ творят ту же сквhрну, и ино же пуще: от совокупления мужьска вкушають" [там же]. Изобличая латинян, философ коснулся только одного момента - опресноков (причащения пресным хлебом). Это расхождение не принадлежит к основным и носит главным образом обрядовый характер. Основные различия и здесь оставлены без внимания.

|< Пред. 265 266 267 268 269 След. >|

Java книги

Контакты: [email protected]