Утверждение христианства на Руси   ::   Брайчевский М Ю

Страница: 357 из 521

Летописное произведение Нестора представляло собой свод, то есть соединение различных по происхождению текстов, принадлежавших разным авторам и отражавших различные взгляды. В древнерусских текстах подобного типа мелкие противоречия время от времени встречаются даже в одном и том же произведении, поэтому их вообще нельзя рассматривать как критерий для определения авторства. К тому же большинство расхождений, которыми оперируют противники Нестора, представляют собой досадные недоразумения.

Между тем авторство Нестора засвидетельствовано в заголовках "Повести временных лет" в ряде списков в том числе в Хлебниковском (одной из наиболее исправных рукописей Ипатьев-{209}ской группы), В. Н. Татищев знал три списка с этим именем [653, с. 123-125]. Авторство "Повести" подтверждается и Киево-Печерским патериком [285, с. 520, 530; 465, с. 91, 96].

Как творческая индивидуальность Нестор в истории летописания явился необычной фигурой. Это был не просто хронист-компилятор, видевший свою задачу в элементарном объединении древнейших материалов, а, скорее, историк в современном понимании слова. Он разыскивал источники, причем не только литературные (очевидно, именно ему принадлежат отрывки, в которых имеются ссылки на археологические памятники [273] ), проверял достоверность имеющихся сведений, сравнивал различные версии, выбирая из них наиболее правдоподобные, и отбрасывал сомнительные.

"Инии же не вhдуще ркоша, яко Кии есть перевозникъ бысть, оу Киева бо перевозъ бяше тогда с оноя страны Днепра, тhм глаголаху "на перевозъ на Киевъ", - читаем в "Повести" [250, с. 7-8].

|< Пред. 355 356 357 358 359 След. >|

Java книги

Контакты: [email protected]