Утверждение христианства на Руси :: Брайчевский М Ю
Страница:
374 из 521
Шахматова о существовании еще более раннего "Жития" (которое он называет "Древним" и следы которого ищет в "Памяти и похвале" Иакова Мниха [748, с. 16-24]) решительно отрицаем. "Память и похвала" - сочинение относительно позднее, написанное в последней четверти XI в., и вполне оригинальное. Исторические сведения автора недостоверны и, как правило, опровергаются показаниями других, более доброкачественных и компетентных источников.
В "Обычном житии" отсутствует эпизод о приходе миссионеров в Киев (в том числе и "Речь Философа"). В части, посвященной собственно обращению, изложение начинается с короткого сообщения о том, как Владимир отправил послов для ознакомления с монотеистическими верами на местах; далее текст более или менее адекватно сходится с летописным. Интересно, что православию, как сказано, противостоят только две альтернативы: мусульманская и католическая. Иудейско-хазарская здесь (в соответствии с реальной исторической ситуацией) отсутствует; она возникнет позднее, в летописном "Сказании" под влиянием "Речи Философа". В "Слове о том, как крестился Владимир..." также отсутствует первая часть, посвященная киевскому заочному диспуту. Из этого видно, что оно появилось еще до того, как Владимирова легенда получила свое окончательное литературное оформление.
"Речь Философа".
|< Пред. 372 373 374 375 376 След. >|