Страница:
52 из 1145
о
том, что мне дали природа (η φύσις) и стремление к знанию, о том, что мне свыше
уделено богом и что я приобрела со временем». Точно так же в рассказе о Пселле
(V, 8, стр. 172) Анна утверждает, что философ прославился своей мудростью
«благодаря природному таланту, острому уму и божьей помощи».
Как и любой средневековый историк, Анна немало рассказывает о всевозможных
видениях, природных явлениях, стихийных бедствиях и т. п., предвещающих начало
различных событий. Но здесь писательница скорее следует традиции, нежели
выражает веру в вещую силу подобных явлений. Устами Алексея Анна высказывает
сомнения в оправданности такого рода суеверий (XII, 4, стр. 328), она приводит
даже эпизод, где император прибегает к хитрости и пользуется солнечным
затмением для обмана печенежских послов (VII, 2, стр. 207). По
{38} словам Анны (XII, 4, стр. 328), появление кометы Алексей
отнес за счет естественных причин.
Как мы видим, Анна в основном традиционно мыслящий писатель, однако
некоторая ее оппозиционность и светские элементы мировоззрения заслуживают
внимания, ибо именно они позволили писательнице создать не сухую хронику, а
живое и высокохудожественное произведение, каким является «Алексиада».
Сама Анна, судя по ее собственным заявлениям, мало заботится о
художественности своего сочинения. Она пишет «Историю» «не с целью показать
свое умение владеть слогом...» (Введ., 2, стр. 53). Говорит Анна и о правилах
истории, отличных от законов риторики, не позволяющих ей уклониться от предмета
повествования (V, 9, стр.
|< Пред. 50 51 52 53 54 След. >|