Страница:
51 из 1145
Было бы утомительно выписывать
из «Алексиады» многочисленные сцены, где божественный промысел уберег Алексея
или его приближенных от опасности, погубилих врагов и т. д. Тем не менее
наряду с божественным промыслом определенную роль у Анны играет судьба — τύχη [81] . Однако о τύχη Анна говорит главным образом
в применении к противникам Алексея: мятежникам и внешним врагам империи. Если
«промысел» враждебен недругам императора, то «судьба», напротив, расстраивает
замыслы Алексея. Видимо, сама писательница сознает, что ссылки на τύχη
(понятие языческое и распространенное больше в демократической среде) — признак
недостаточного благочестия. Интересное в этом смысле замечание делает Анна в
повествовании о Роберте Гвискаре: «Мне следует, — пишет историограф, —
рассказать о Роберте: какого он был рода и звания и до какой степени могущества
и на какую высоту подняло его течение событий» (η φόρα των πραγμάτων в данном
случае синоним τύχη) — и сразу же оговаривается: «или, чтобы выразиться более
благочестиво, куда вознесло его провидение, снисходительное к его злокозненным
стремлениям и коварству» (I, 10, стр. 75).
В рамках божественного миропорядка определенную роль писательница отводит
естественным причинам, о которых она упоминает наряду с божественным промыслом,
а порой даже ставит их на первое место. Так, в уже упоминавшейся части введения
(Введ., 1, стр. 53) писательница замечает: «...следует открыто заявить...
|< Пред. 49 50 51 52 53 След. >|