Страница:
53 из 1145
174)и т. д. Но, как известно, многим византийским,
как и античным, авторам был свойствен широкий взгляд на жанр истории, и четкой
грани между художественной литературой и историей не существовало.
Историография начиная с X в. явно рассчитана на эстетическое восприятие, и
исторические сочинения в какой-то степени выступают заменой иссякавшей к тому
времени житийной литературы.
Художественные достоинства «Алексиады» в первую очередь следует искать не в
отдельных беллетристических отступлениях, а в самом характере исторического
повествования, способе расположения материала — композиции произведения. В
большей части сочинения Анны легко прослеживается единство плана. В предисловии
к своему труду писательница заявляет, что ее основная цель — рассказать о
деяниях отца. Но лишь до главы 10 книги I Анна действительно ограничивается
описанием подвигов юного Алексея (борьба с Руселем, Никифором Вриеннием,
Василаки). В этой части своего сочинения она пропускает целые годы и
останавливается лишь на военных экспедициях, в которых участвовал ее отец.
Расположение материала подчинено здесь иллюстративной цели: подвиги будущего
императора должны подтвердить мысль Анны о том, что уже в молодости Алексей был
мужественным воином и незаурядным полководцем.
|< Пред. 51 52 53 54 55 След. >|