Страница:
56 из 1145
В этом отношении композиция «Алексиады»
отличается от построения «Истории» Фукидида, которая, по мнению многих ученых,
послужила для Анны одним из образцов [85] .
Такой метод композиции позволяет Анне дать связное повествование о той или иной
группе событий и придает законченность отдельным рассказам внутри
произведения.
Умеет Анна и разнообразить композицию, подчинять ее художественным целям.
Так, рассказывая о борьбе Алексея с Робертом в 1081 г. (IV, 1—V, 1, стр.
140—157), Анна дает серию коротких эпизодов, быстро перенося действие из лагеря
императора в стан его врага. Такая композиция придает повествованию
драматическую напряженность, которая в конце концов разрешается столкновением
противников в бою под Диррахием. Кроме того, этот композиционный прием
позволяет писательнице провести сравнение между Алексеем и Робертом, которые,
по словам самой Анны (V, 1, стр. 157), «были самыми подходящими друг для друга
противниками из всех живущих на земле полководцев».
Некоторые эпизоды, введенные Анной в ее произведение, подчас превращаются в
талантливые новеллы, имеющие самостоятельное художественное значение. К числу
таких «новелл» в первую очередь относятся великолепный рассказ о переправе
Боэмунда в Италию осенью 1105 г. (XI, 12, стр. 318—319) и оставляющая огромное
впечатление сцена казни богомила Василия (XV, 8—10, стр. 419 и сл.). В
«Алексиаде» немало образных картин, явно рассчитанных на создание у читателей
зрительного представления.
|< Пред. 54 55 56 57 58 След. >|