Алексиада   ::   Комнина Анна

Страница: 54 из 1145

Но уже в конце книги I характер

изложения меняется, жизнь Алексея становится только канвой повествования, и

труд Анны превращается в историю времени правления первого Комнина. В некоторых

больших разделах «Алексиады» император вовсе не появляется на сцене, хотя рано

или поздно рассказ возвращается к нему, и смерть Алексея оказывается логическим

завершением произведения. Художественная цельность произведения определяется

{39} также единством мироощущения, авторской позицией

писательницы. Как уже говорилось, Анна часто и по разным поводам сетует на свою

судьбу, и в сознании читателей в результате образуется несколько стилизованный

образ автора — страдающей женщины, которая ради воссоздания истины берет на

себя труд описать события давно минувших дней. Иногда Анна скупыми штрихами

рисует обстановку, в которой пишет она свое сочинение, делится с читателями

обуревающими ее чувствами. «Дойдя до этого места, я почувствовала, как черная

ночь обволакивает мою душу, а мои глаза наполняются потоками слез» (Введ., 4,

стр. 54). «Вновь вспоминая этого юношу (Константина. — Я.

Л .), я печалюсь душой, у меня мешаются мысли, и я прерываю рассказ о

нем...» (I, 12, стр. 78). «Дойдя до этого места своей истории, водя свое перо в

час, когда зажигаются светильники, и почти засыпая над своим писанием, я

чувствую, как нить повествования ускользает от меня» (XIII, 6, стр. 354).

Такими замечаниями пестрит текст «Алексиады».

|< Пред. 52 53 54 55 56 След. >|

Java книги

Контакты: [email protected]