Страница:
55 из 1145
Эти отступления, несмотря на их
краткость, проникнуты настоящим лиризмом и окрашивают все повествование в
элегические тона [82] .
Есть основания думать, что Анна писала свой труд последовательно, с начала
до конца или во всяком случае просмотрела и откорректировала его [83] . Нельзя не заметить также, что к концу
«Алексиада» становится все менее и менее подробной, — видимо, сказалась
усталость пожилой женщины, желание скорее закончить работу над «Историей».
Вероятно, у Анны был и план сочинения, ибо писательница в некоторых случаях
обещает в будущем рассказать о каких-либо событиях и обычно сдерживает свое
обещание. Искусное расположение материала в «Алексиаде» косвенно подтверждает
это предположение.
Как и подавляющее большинство историографов, Анна придерживается
хронологического принципа в повествовании. Но, излагая те или иные события,
историк обычно считает своим долгом вернуться к их истокам или поведать об их
следствиях. Подобных отступлений в «Алексиаде» много, и они занимают
значительную часть текста. Из слов Анны можно было бы сделать вывод, что
писательница невольно отклоняется от нити {40} повествования
и, чрезмерно увлекшись рассказом, заставляет себя вернуться к последовательному
изложению [84] , однако подобные отступления
встречаются в произведении регулярно, и легко предположить, что это
сознательный композиционный прием.
|< Пред. 53 54 55 56 57 След. >|