Страница:
59 из 1145
Для женщин (у Анны это матери, жены, дочери императоров) место чисто
мужских добродетелей занимают скромность, милосердие, занятие
благотворительностью. Врагам империи свойственны коварство, распущенность,
болтливость и т. п. Определенные «нормы» есть у Анны даже для внешности своих
героев. Идеальный воин, как правило, обладает высоким, иногда громадным ростом,
широким размахом плеч, сверкающими глазами. Когда Анна рисует прекрасный облик
того или иного героя, она нередко подчеркивает гармоничность и
пропорциональность сложения, соразмерность частей тела [89] . Это последнее имеет особенно важное значение в портретах
героев Анны и, думается, связано с восприятием писательницей этических и
эстетических представлений античности. Анна неоднократно ссылается на «канон»
Поликлета, она безусловно глубоко усвоила суть учения Аристотеля об
«умеренности» и «надлежащей середине» и претворяет это учение в своих
эстетических и этических оценках.
Естественно, что реальные люди, описанные Анной, далеко не всегда
удовлетворяют канонам, и писательница старательно отмечает это несоответствие
(например, невысокий рост Алексея или Бакуриани). У Анны нет недостатка в
стилизованных характеристиках и портретах, и тем не менее в образах, созданных
ею, читатель найдет немало живых и индивидуальных черт. Нельзя, например,
спутать в «Алексиаде» умную, властную и решительную Анну Далассину с любящей,
мягкой Ириной (во всяком случае такова она в изображении Анны).
|< Пред. 57 58 59 60 61 След. >|