Страница:
61 из 1145
Приведенная характеристика Ирины невольно оживляет в памяти портрет
дантевской Беатриче из «Новой жизни» (ср., например, знаменитый XI сонет).
Особенно бросается в глаза противоречивость в образах главных героев
«Алексиады». Это в первую очередь относится к императору Алексею Комнину.
Алексей в сочинении его дочери поистине многолик.
Так, Анна постоянно рисует отца в виде античного героя, сравнивает его с
Гераклом, Александром Македонским, использует, живописуя его, гомеровские
цитаты, отмечает гармонию его великой души и прекрасного облика и т. д. В то же
время у писательницы можно заметить тенденцию изображать императора мучеником и
даже любоваться его страданиями. Нет таких бедствий, кои не постигли бы
Алексея (XIV, 7, стр. 391). Но император переносит все их со стойкостью
христианского подвижника. Вот как описывает Анна сцену приема Алексеем
крестоносных вождей.
С утра до позднего вечера бесконечной вереницей идут к императору
крестоносцы. Окружающие Алексея не выдерживают, уходят или опускаются на пол, и
лишь один он, без отдыха, ничем не подкрепляясь, мужественно выслушивает
бесконечные разглагольствования болтливых латинян и находит в себе силы умерять
их наглые претензии и парировать аргументы (XIV, 4, стр. 385).
Не менее характерна в этом отношении и великолепная сцена, когда терзаемый
болезнью Алексей, пренебрегая недугами, отправляется в поход на турок.
|< Пред. 59 60 61 62 63 След. >|