Страница:
173 из 198
Богатые татары-помещики, ваше величество, владели огромнымиземлями, правительство закрепощало за ними землепашцев-татар, - продолжал Падуров. - Наиболее богатые помещики-татары возводились в дворянское достоинство.
- Ишь ты, богатые возводились, - жёлчно сказал Пугачёв. - А вот мы бедных учнём возводить! А всех великих графов, злыдней проклятущих, на рели вздёрнем! - И Пугачёв пристукнул кулаком в столешницу.
Падуров, не торопясь, рассказал Пугачёву, что и прочим народностям живётся тоже несладко. Недаром всего лишь два года тому назад сто семьдесят тысяч калмыков, покинув родные степи, откочевали в Персию.
- Видать, на тутошних раздольных степях только богатым просторно жить-то, а бедному люду... тово... шибко ужимисто.
- Так, государь, - склонил Падуров голову. - Такожде тесно и на Южном Урале, где вельможи да купцы начали заводы строить. Горные промыслы год от году приумножались, а посему и земля под заводы всё больше да больше урезывалась у башкирцев. Особливым же хищником был граф Пётр Шувалов с родственниками да приспешниками.
- Ну вот, ну вот, - сказал Емельян Иваныч и, опустив подстриженную "в кружало" голову, отдался малое время раздумью. - Все иноверцы, такожде и мужики русские, - проговорил он, - шибко утесняются правителями, да барами с купечеством, да судьями лихими. Люто претерпевает народ. Эх, ты, горе, горе! Слышь, полковник... Вот ты про башкирцев сказывал. Это когда же у них растатурица-то была, мутня-то.
|< Пред. 171 172 173 174 175 След. >|