История веры и религиозных идей. Том 2. От Гаутамы Будды до триумфа христианства :: Элиаде Мирча
Страница:
669 из 693
, представляется жесткой эллинизацией христианства ("eine akute Hellenisierung des Christentum"). Для христианских богословов — прежде всего для Иринея Лионского и Ипполита Римского гностицизм это дьявольская ересь, происходящая от искажения христианского вероучения под влиянием греческой философии. Но в актуальном и по сей день фундаментальном труде Hauptprobleme der Gnosis (Gottingen, 1907) Вильгельм Буссе (Wilhelm Bousset) предлагает полностью противоположное объяснение: анализируя в компаративистской перспективе специфические для гнозиса темы (дуализм, понятие Спасителя, экстатическое вознесение души), он видит в них иранские истоки. Таким образом, для Буссе гностицизм представляет собой дохристианский феномен, который включает в себя также и христианство. Рейценштейн развивает и уточняет эту гипотезу в многочисленных трудах, самым главным из которых является Das iranische Erlosungsmysterium (Leipzig, 1921). Рейценштейн реконструировал иранский миф о "спасенном Спасителе", ярче всего выраженный в "Гимне о Жемчужине" из Деяниях Фомы (ср. § 230). Постулат об иранском происхождении гнозиса, подвергнутый критике со стороны некоторых ориенталистов и историков религий, был принят и разработан Виденгреном; см.: G. Widengren. Les origines du gnosticisme et 1'histoiredes religions. — Le origini dello gnosticismo, Colloquio di Messina, Leiden, 1967, pp. 28–60), в котором шведский ученый разбирает и другие новейшие гипотезы.
Труд: Hans Jonas. The Gnostic Religion: The message of the Alien God and the beginnings of Christianity (Boston, 1958; доп. изд.
|< Пред. 667 668 669 670 671 След. >|