Казус Вагнер   ::   Ницше Фридрих Вильгельм

Страница: 30 из 48



Припомним, что Вагнер был молодым в то время, когда Гегель и Шеллинг увлекали умы; что он разгадал до очевидности то, что только и считает немец серьёзным, идею , хочу сказать, нечто тёмное, неведомое, смутное; что ясность является среди немцев возражением, логика опровержением. Шопенгауэр сурово уличил эпоху Гегеля и Шеллинга в бесчестности, сурово, но также и несправедливо: он сам, старый пессимистический фальшивомонетчик, поступал нисколько не честнее своих знаменитых современников. Оставим в стороне мораль. Гегель это вкус... И не только немецкий, а европейский вкус! Вкус, который понял Вагнер! до которого он чувствовал себя доросшим! который он увековечил! Он просто применил это к музыке он изобрёл себе стиль, означающий бесконечное , он стал наследником Гегеля... Музыка как идея

И как поняли Вагнера! Та же самая порода людей, которая бредила Гегелем, бредит нынче Вагнером; в его школе даже пишут по-гегелевски! Прежде всех понял его немецкий юноша. Два слова, бесконечный и значение , уже были достаточны: ему сделалось при этом невыразимо хорошо. Не музыкой покорил себе Вагнер юношей, а идеей : богатство загадок в его искусстве, его игра в прятки под ста символами, его полихромия идеала вот что влечёт к Вагнеру этих юношей; это гений Вагнера в создавании облаков, его гоньба, блуждание и рысканье по воздуху, его всюду и нигде , точь-в-точь то самое, чем прельщал и увлекал их в своё время Гегель! Среди вагнеровской множественности, полноты и произвола они являются как бы оправданными сами перед собой спасёнными .

|< Пред. 28 29 30 31 32 След. >|

Java книги

Контакты: [email protected]