Казус Вагнер   ::   Ницше Фридрих Вильгельм

Страница: 31 из 48

Они слушают с дрожью, как великие символы звучат в его искусстве из туманной дали тихим громом; они не сердятся, если порою в нём бывает серо, скверно и холодно. Ведь все они без исключения, подобно самому Вагнеру, сроднились с дурной погодой, немецкой погодой! Вотан их бог; но Вотан бог дурной погоды... Они правы, эти немецкие юноши, раз они уже таковы: как могло бы недоставать им в Вагнере того, чего недостаёт нам, иным людям, нам, халкионцам la gaya scienza; лёгких ног; остроумия, огня, грации; великой логики; танца звёзд; надменной гениальности; зарниц юга; гладкого моря совершенства...

11

Я сказал, где место Вагнера не в истории музыки. Что же он означает, несмотря на это, в её истории? Начавшееся главенство актёра в музыке капитальное событие, наводящее на размышления, а также, быть может, возбуждающее страх. Формулируя: Вагнер и Лист . Ещё никогда честность музыкантов, их подлинность , не подвергалась равному по опасности испытанию. Ведь очевидно: большой успех, успех у масс уже не на стороне подлинных, надо быть актёром, чтобы иметь его! Виктор Гюго и Рихард Вагнер они означают одно и то же: что в упадочных культурах, что всюду, где решение переходит в руки масс, подлинность становится лишней, убыточной, вызывающей пренебрежение. Лишь актёр возбуждает ещё великое одушевление.

|< Пред. 29 30 31 32 33 След. >|

Java книги

Контакты: [email protected]