Казус Вагнер   ::   Ницше Фридрих Вильгельм

Страница: 32 из 48



Этим начинается для актёра золотой век для него и всего, что сродни его породе, Вагнер шествует с барабанами и флейтами во главе всех художников декламации, изображения, виртуозности; он убедил прежде всего капельмейстеров, машинистов и театральных певцов. Не забудем и музыкантов оркестра он спас их от скуки... Движение, созданное Вагнером, переходит даже в область познания: целые соответствующие науки медленно всплывают из вековой схоластики. Чтобы привести пример, я подчёркиваю особенно заслуги Римана в ритмике, первого, кто применил также и к музыке основное понятие знаков препинания (к сожалению, выразив его безобразным словом: он называет это фразировкой ). Всё это, говорю с благодарностью, лучшие из почитателей Вагнера, самые достойные уважения они просто имеют право почитать Вагнера.

Общий инстинкт связывает их друг с другом, они видят в нём их высший тип, они чувствуют себя силой, даже большой силой, с тех пор как он воспламенил их собственным жаром. Если где-нибудь влияние Вагнера было действительно благодетельным, то именно тут. Ещё никогда в этой сфере столько не думали, столько не хотели, столько не работали. Вагнер вложил во всех этих художников новую совесть: чего они требуют от себя, хотят от себя теперь, того они никогда не требовали до Вагнера они были слишком скромны для этого. В театре царит другой дух с тех пор, как там царит дух Вагнера:

требуют самого трудного, порицают сурово, хвалят редко хорошее, выдающееся считается правилом. Вкус уже больше не нужен; даже голос. Вагнера поют только разбитым голосом: это действует драматично . Даже дарование исключено.

|< Пред. 30 31 32 33 34 След. >|

Java книги

Контакты: [email protected]