Казус Вагнер   ::   Ницше Фридрих Вильгельм

Страница: 46 из 48

С другой стороны, от неё нельзя отделить инстинктивного отвращения к decadents, насмешки, даже ужаса, вызываемого их символикой: это является почти её доказательством. Знатный римлянин смотрел на христианство как на foeda superstitio; напомню о том, как относился к кресту последний немец с аристократическим вкусом, Гёте.

Тщетно искать более драгоценных, более необходимых контрастов Примечание 3 ...

Но такая фальшь, как фальшь байрейтцев, не является нынче исключением.

Все мы знаем неэстетическое понятие христианского юнкерства. Эта невинность среди контрастов, эта чистая совесть во лжи скорее современна par excellence, этим почти определяется современность. Современный человек представляет собою в биологическом отношении противоречие ценностей, он сидит между двух стульев, он говорит сразу Да и Нет. Что же удивительного, что именно в наше время сама фальшь становится плотью и даже гением? что Вагнер жил среди нас ? Не без основания назвал я Вагнера Калиостро современности... Но все мы неведомо для себя, против воли носим в себе ценности, слова, формулы, морали противоположного происхождения, мы, если нас рассматривать с физиологической точки зрения, фальшивы... Диагностика современной души с чего начала бы она? С решительного вонзания ланцета в эту инстинктивную противоречивость, с высвобождения её противоположных ценностей, с вивисекции, произведённой над её поучительнейшим казусом.

Казус Вагнер для философа счастливый казус, это сочинение, пусть слышат это, внушено благодарностью...

-----------------------------------------------------------------------

1) Примечание.

|< Пред. 44 45 46 47 48 След. >|

Java книги

Контакты: [email protected]