Миросозерцание Достоевского   ::   Бердяев Николай

Страница: 31 из 46



Цельность "Миросозерцанию" придают и названные "универсалии", и антиномический способ мышления, и афористический стиль.

В связи с тем, что рецензии Б. Шлецера и Вл. Ильина были опубликованы в эмигрантских журналах и остаются труднодоступными для многих читателей приведем здесь их основные положения. Рецензия Б. Шлецера была посвящена трем книгам о Достоевском, вышедшим в 1923 r. и написанным русскими эмигрантами. Это-{Лапшин И}. Эстетика Достоевского. Берлин, изд-во "Обелиск", 1923; {Вышеславцев Б}. Русская стихия у Достоевского, Берлин, изд-во "Обелиск", 1923 и {Бердяев H}. Миросозерцание Достоевского. Рецензия Б. Шлецера во многом несправедлива по отношению ко всем трем книгам. Лишь с отдельными ее моментами можно согласиться. Во всех трех книгах рецензент отмечает один общий недостаток - "они пренебрегают тем именно, что составляет своеобразие Достоевского, единственную неповторимую черту его творческой деятельности" {(Шлецер Б}. Новейшая литература о Достоевском {//} Современные записки- 1923. № 17. C. 454). Этой "неповторимой чертой", определяющей все творчество Достоевского, рецензент считает "эстетический момент", особенности художественного мышления писателя (см, там же.С. 454 455). Автор считает, что Бердяев по своему мировоззрению, несмотря на многочисленные заверения в "созвучности" Достоевскому, на самом деле "не созвучен Достоевскому". "Поэтому книгу его следовало озаглавить по справедливости отнюдь не - "Миросозерцание Достоевского", но "Миросозерцание Бердяева"-. - И это не лишает книгу ее значения...

|< Пред. 29 30 31 32 33 След. >|

Java книги

Контакты: [email protected]