От наукоучения - к логике культуры (Два философских введения в двадцать первый век)   ::   Библер В С

Страница: 464 из 689



Именно в этом определении становится особенно явным, что предметным основанием всех "срезов" и "проекций" идеи культуры выступает сфера произведений как неделимых единиц ("атомов", "монад") бесконечного культурного бытия.

Произведение - вот ответ на вопрос: "Что значит быть в культуре, общаться в культуре, - самодетерминировать свою судьбу в напряжениях культуры, - порождать в культуре - мир впервые..." Вот почему я так упорно, начиная с первой страницы, тормозил внимание читателя на этом понятии. Но что такое произведение? Думаю, что, не прибегая к дефиниции, но раскрывая культурный смысл жизни произведений, и уже ответил на этот вопрос.

И все же совсем вкратце напомню, в каком контексте вводилась идея произведения.

(1) Произведение - в отличие от продукта (потребления), предназначенного, чтобы исчезнуть, или от орудия (труда), могущего работать в любых умелых руках, - есть отстраненное от человека и воплощенное в плоть полотна, звуков, красок, камня собственное бытие человека, его определенность как этого, единственного, неповторимого индивида.

(2) Произведение всегда адресовано; точнее, в нем, в его плоти, адресовано мое - авторское - бытие. Произведение осуществляется - каждый раз заново - в общении "автор - читатель" (в самом широком смысле этих слов). Это - общение, воплощенное в "пло(т)скость" (плоть... плоскость...), предполагающее и полагающее - вновь и вновь - воображаемого автора и воображаемого читателя.

|< Пред. 462 463 464 465 466 След. >|

Java книги

Контакты: [email protected]