От наукоучения - к логике культуры (Два философских введения в двадцать первый век)   ::   Библер В С

Страница: 465 из 689



(3) В общении "на основе" произведения (когда его участники могут и, по сути дела, должны находиться на бесконечном - во времени и пространстве расстоянии друг от друга) мир создается заново, впервые - из плоскости,почти - небытия - вещей, мыслей, чувств, - из плоскости холста, хаоса красок, ритма звуков, слов, запечатленных на страницах книги. Произведение это застывшая и чреватая форма начала бытия.

Но в ключе актуального создания произведений возникает (решающая для XX века) форма понимания бытия, космоса, вещей, "как если бы..." они были произведением. Так складывается онтология и философская логика культуры.

Теперь возможно вернуться к понятию культуры и к тому исходному образу культуры, что намечен в начале этого очерка. Понимание произведения как феномена культуры и понимание культуры как сферы произведений - два эти понимания "подпирают" и углубляют друг друга.

Бытие в культуре, общение в культуре есть общение и бытие на основе произведения, в идее произведения. (Но это краткое определение имеет смысл, лишь впитав в себя целостное определение культуры.)

Каждое из этих трех осмыслений культуры единственно и всеобще, оно вбирает в себя все "признаки" и "феномены" культуры. Культура целостна и едина, я говорю лишь о "трех осмыслениях" этой целостной, неделимой культуры - в жизни и сознании человека. Мои определения не подразделяют культуру на какие-то отдельные отсеки, но являют собой разные осмысления единого целостного ядра.

Только определив это ядро культурного бытия, возможно углубиться в "бытие-возможность" культуры, в домен философской логики. Эта проблема детальнее (но все же крайне сжато) продумана в Заключении.

|< Пред. 463 464 465 466 467 След. >|

Java книги

Контакты: [email protected]