От наукоучения - к логике культуры (Два философских введения в двадцать первый век) :: Библер В С
Страница:
489 из 689
Подчеркну только, что для Маркса (по основной идее "Экономическо-философских рукописей" и "Подготовительных работ к "Капиталу") речь идет не о биологической природе человека, не об определении человеческого "рода" (как у Фейербаха), но об основном определении человеческой предметной деятельности, всегда и во всем, что бы ни делал человек, на самое деятельность направленной - на орудия, на цели, на субъекта этой деятельности (на того, кто действует).
Именно поэтому в деятельности своей, в ее коренной устремленности человек (в отличие, скажем, от животного) отстранен от самого себя, и сама эта деятельность уже в исходных своих "единицах" есть пред-определение сознания и рефлексии.
Если вдуматься, будет ясно, что самоустремленность человеческой деятельности детерминирует... свободу человека по отношению к собственной деятельности, определяет принципиальную нетождественность человеческого "Я" его собственным орудиям (органам), предметам, целям, формам общения, возникающим в этой деятельности, отделяемым от человека, необходимым в исторической "наследственности" человеческого бытия.
Такова (в очень кратких чертах) вся человеческая деятельность и все человеческое общение - как основание (и целенаправленность) "пирамидальной линзы" культуры. В этом плане "культура" - не один из моментов и не одна из (маргинальных?) сторон человеческого бытия, но его, этого бытия, наиболее интегральная сосредоточенная и основополагающая характеристика. История человечества - это не Марксова история "формаций", но спираль "эпох культуры", их диалога126.
Думаю, что уже из этой краткой характеристики следует, что нелепо говорить раздельно о "материальной" и "духовной" культурах или сводить определение культуры к чистой духовности.
|< Пред. 487 488 489 490 491 След. >|