От наукоучения - к логике культуры (Два философских введения в двадцать первый век)   ::   Библер В С

Страница: 490 из 689

Существенно как раз то, что культура - это все целостное бытие человека, понятое (поскольку реально возникающее...) как феномен самоустремленности, то есть в своем духовном острие.

2. "Грани культуры"127.

(1) Искусство. (Точнее - эстетическая самоустремленность всего нашего бытия, сосредоточенная в определениях искусства в собственном смысле слова.)

В искусстве общение (с другими и с самим собой), заданное и детерминированное извне - историческими, социальными, предметно-орудийными, предрассудочными структурами - и "из-нутра" (эрос), решающим образом трансформируется и становится общением, творчески полагаемым впервые, общением с другими (читатель, зритель, слушатель), как с самим собой, общением с самим собой, как с другим (Собеседником, "Ты", стоящим перед моим произведением). Повторяю: общение в искусстве, общение, спровоцированное произведением искусства, полагается заново, - свободно, - неповторимо. Автор такого общения - автор произведения. Его участники - разделенные веками и соединенные произведением (в неделимом настоящем) - зрители, слушатели, читатели. История в искусстве "переигрывается".

В прошлое. Произведение отвечает на вопросы, отзвучавшие в веках и продолжающие звучать в образах культуры (Эдип, Прометей, Гамлет). Каждое новое - истинно художественное - произведение втягивается в замкнутое поле уже созданных произведений, заново развивает их эстетическую ткань. Эдип изменяется рядом с Гамлетом. Но история переигрывается и в будущее.

|< Пред. 488 489 490 491 492 След. >|

Java книги

Контакты: [email protected]