От наукоучения - к логике культуры (Два философских введения в двадцать первый век) :: Библер В С
Страница:
488 из 689
), но в их определенности как сил самодетерминации, как всеобщих (зачастую виртуальных) интенций деятельности самоустремления. И весь этот процесс фокусируется в острие, в вершине культурной линзы.
Эта вершина - точечный акт самодетерминации, уникальный и неповторимый для каждого индивида,
Теперь конкретизирую эти исходные определения культурной линзы:
1. "Основание" культуры как самодетерминации124.
Идея самоустремленности человеческой деятельности сформулирована Марксом в "Экономическо-философских рукописях" (в последующих работах, посвященных экономическим отношениям Нового времени, Маркс оставил эту мысль в стороне).
В 1844 году Маркс писал: "Человек есть самоустремленное (Selbstisch) существо. Его глаз, его ухо и т.д. самоустремлены, каждая из его сущностных сил обладает в нем свойством самоустремленности. Но именно поэтому совершенно неверно говорить (как говорил Гегель. - В.Б.); самосознание обладает глазом, ухом, сущностной силой. Самосознание есть скорее качество человеческой природы, человеческого глаза и т.д., а не человеческая природа есть качество самосознания"125.
|< Пред. 486 487 488 489 490 След. >|